К 45-летию Байкало-Амурской железнодорожной магистрали публикуется статья Н.С. Барданова, архивиста 1-ой категории отдела публикации документов

 

Из истории строительства Байкало-Амурской магистрали по документам Государственного архива Республики Бурятия

В данной статье речь пойдет о строительстве бурятского участка Байкало-Амурской магистрали за период с 1974 г., когда постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР строительство БАМа было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Строительство магистрали, проходящей по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятской и Якутской АССР, Хабаровского края, стало событием большой исторической, экономической и политической важности, крупнейшей общесоюзной программой.

 В Государственном архиве Республики Бурятия имеется комплекс документов о строительстве Байкало-Амурской магистрали в таких фондах, как: ФП.1. «Бурятский обком КПСС», ФП.36 «Бурятский реском ВЛКСМ», ФР.248 «Совет Министров РБ», ФР.475 «Президиум Верховного Совета РБ» и др.

Строительство бурятского участка БАМа было начато в 1974 г. Данный участок составлял 524 км. – 1/6 от общей протяженности магистрали, но из-за сложности строительства его стоимость была определена в 2260 млн. руб. – 1/3 от общей стоимости. Сложности строительства заключались в особенностях климата и ландшафта: вечная мерзлота, болота, гористость, высокая сейсмичность.

 К концу 1974 г. в созданных строительных подразделениях БАМа работало 1568 чел., было освоено 3,5 млн. руб.: пройдено 400 км просек под автодороги, построено более 5 тыс. кв. м временного жилья[1]. 29 апреля 1975 г. на всесоюзную стройку Байкало-Амурской железнодорожной магистрали прибыл отряд из 200 человек, сформированный Ленинградским обкомом ВЛКСМ. Молодежь сформированных бригад активно включилась в жизненный ритм, однако в большей массе прибывшие люди не имели строительных профессий[2]. Согласно рапорту в Ленинградский обком ВЛКСМ этого же года, руководство не подготовилось к приему отрядов, снабжение ленинградских бригад было пущено на самотек. Впоследствии данные недостатки были устранены[3].

Согласно информации начальника Северо-Байкальского районного штаба «КП» от 15 сентября 1975 г. молодых строителей БАМ было 2500 человек, из них комсомольцев – 993, в палатках проживали 850 человек, была построена одна столовая, пять магазинов, четыре хлебопекарни, четыре общественные бани, четыре клуба и пять киноустановок[4].

 

БАМ.  Столовая. Автор А.М. Куртик. г. Северобайкальск. 1979 г.

ГАРБ. ФР. 1967. Оп. 1. Д. 228. Л. 2 об., Фото № 4

 

На строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали ехали со всех республик Советского Союза. По состоянию на февраль 1978 г. на бурятском участке БАМа работали восемь комсомольских отрядов – «Казахстанец» (47 чел.), «Комсомолец Эстонии» (68 чел.), «Комсомолец Литвы» (47 чел.), «Комсомолец Латвии» (43 чел.), «Ленинградский комсомолец» (820 чел.), «Омский комсомолец» (45 чел.), «Комсомолец Бурятии» (38 чел), «Комсомолец Ставрополя» (34 чел)[5], которые внесли большой вклад в дело строительства Байкало-Амурской магистрали в Бурятской АССР. Согласно рапорту отряда «Комсомолец Литвы» от 16 апреля 1980 г., немалый вклад был внесен бойцами отряда, так, в 1979 г. произошла встреча первого поезда в г. Северобайкальск, в рапорте отряда «Комсомолец Эстонии» говорится о том, что отрядом было освоено 4 млн. руб. капитальных вложений.

С начала строительства и до 1978 г. были выполнены следующие работы:

- вырублено просек под автодороги – 722 км,

- построено временных автодорог – 699 км,

- отсыпано 10520 тыс. кв. м землеполотна временных автодорог,

- уложено 388 шт. металлических гофрированных труб в тело автодорог,

- было построено 271 малый и 72 больших мостов на автодорогах,

- вырублено 187 км просек под главный путь железной дороги,

- отсыпано 5876 тыс. кв. м землеполотна под железную дорогу,

- было введено 371 дом временного жилья, построено 14 столовых, 18 магазинов, 26 овощехранилищ, 6 корпусов для больниц, 3 поликлиники, 10 школ, 15 дошкольных учреждений, 13 бань, 10 хлебопекарен;

 

Детский сад «Таёжик». Автор А.М. Куртик. г. Северобайкальск. 1979 г.

ГАРБ. ФР. 1967. Оп. 1. Д. 228. Л. 6, 109. фото № 13

 

 

Здание новой школы в г. Северомуйске.

Автор А.М. Куртик. Западный портал. 1979 г.

ГАРБ. ФР. 1967. Оп. 1. Д. 228. Л. 24

 

  • построены причалы в портах Байкал, Култук, Усть-Баргузин и Курлы; закончена проходка вертикального ствола Байкальского тоннеля, по Байкальскому тоннелю было пройдено более 1870 м, по Северомуйскому - около 800 м транспортно-дренажной штольни, более 310 м тоннеля и 185 м вертикальных стволов.

БАМ. Установка моста на 84 км. 1974 г.

Фотофонд ГАРБ

 

Продолжали расти поселки строителей БАМа: Северобайкальск, Новый Уоян, Гоуджекит, Даван, Кичера, Тоннельный, Северомуйск, Гранитный, Верхняя Заимка[6].

 

Указатель при въезде в г. Северомуйск.

Автор А.М. Куртик. г. Северомуйск. 1970 г.

ГАРБ. ФР. 1967. Оп. 1. Д. 109. Л. 4

 

 

Строительство Северобайкальска

Фотофонд ГАРБ

 

Отдельного упоминания заслуживают комсомольцы Бурятии.  Согласно протоколу заседания бюро обкома ВЛКСМ от 29 мая 1980 г. по комсомольским путевкам из районов и промышленных предприятий республики на бурятский участок Байкало-Амурской магистрали было направлено более 700 юношей и девушек. При активном участии комсомольцев и молодежи на бурятском участке магистрали уложено 58 км железнодорожных путей, построены поселки Северобайкальск, Северомуйск, Гоуджекит, Кичера, Новый Уоян[7]. В 1980 г. был сформирован ударный отряд «Комсомолец Бурятии» из 80 человек. В рапорте отряда на XXXI областной комсомольской конференции в 1982 г. говорится: «В глухой тайге нами, вместе с посланцами других советских республик, построены объекты жилья и соцкультбыта общей площадью более 5,5 тыс. кв. м, средняя школа на 320 учащихся, столовая на 150 мест, районная электрическая подстанция, промышленная база, магазины, база отдела рабочего снабжения, завершена рубка просеки под ЛЭП до п. Витим».    

В 1981 г. строителями бурятского участка БАМ было выполнено 11862 тыс. куб. м земляных работ, вырублено 130 км просеки под железнодорожный путь, подготовлено и отделано 119 км землеполотна под укладку стального пути, уложено 63 металлических и железобетонных водопропускных трубы под главный путь, построено 58 железнодорожных мостов, произведена балластировка 126 км главного пути, построено 184 км временной линии связи.

В этом же году было введено в эксплуатацию 20 тыс. кв. м временного жилья, 2 столовых, 5 магазинов, 2 овощехранилища, 2 поликлиники, 5 детсадов-яслей, 2 бани, товарный склад, 3 общеобразовательные школы, 2 клуба и одна пекарня, три многоквартирных крупнопанельных дома в г. Северобайкальск, порты Нижнеангарск, Курлы, Байкал.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 октября 1976 г. была учреждена медаль «За строительство БАМа», которой награждались активные участники строительства за хорошую работу на строительстве, высококачественное выполнение проектно-изыскательских работ, добросовестный труд на предприятиях, в учреждениях и организациях, обслуживающих непосредственно строительство и строителей.   В находящемся на государственном хранении фонде ФР.475 «Президиум Верховного Совета Республики Бурятия» имеются списки лиц, награжденных за строительство БАМа. Указами Президиума Верховного Совета РСФСР о награждении медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» по Бурятской АССР в 1979 г. было награждено 301 человек[8], в 1980 г. - 911 человек[9], в 1981 г. – 1196 человек[10], в 1982 г. – 1721 человек[11], в 1983 – 1405 человек[12]. Таким образом, за 5 лет по Бурятской АССР было награждено 5534 человека самых разных профессий: инженеры, проходчики, водители, плотники, монтажники, геологи, сторожа, врачи, повара и т.д.

В постановлении обкома КПСС и Совета Министров Бурятской АССР «О мерах по выполнению постановления ЦК КПСС «О состоянии торгового и бытового обслуживания трудящихся, занятых на сооружении и эксплуатации Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в Бурятской АССР и Амурской области» от 24 ноября 1982 г.[13] содержатся следующие сведения:

- на 1982 г. действовало 67 магазинов, 44 столовых, свыше 10 тыс. тонн емкостей хранилищ и холодильников, 17,5 тыс. кв. метров складских помещений, 40 различных предприятий бытового обслуживания.

Однако, к существенным недостаткам можно было отнести перебои в торговле некоторыми продовольственными и промышленными товарами, низкое качество обслуживания, отстающим развитием материально-технической базы торговли и бытового обслуживания в ряде рабочих поселков. Для устранения данных недостатков была проделана определенная работа. В письме исполнительного комитета Северобайкальского Совета народных депутатов Бурятской АССР в Совет Министров Бурятской АССР от 30 мая 1988 г. говорилось: «<…> На территории города в настоящее время работает 27 магазинов торговой площадью 5502 кв. м., в том числе 16 продовольственных магазинов. <…> Введен в эксплуатацию в I квартале 1988 года торгово-бытовой центр, сдана в эксплуатацию хлебопекарня на 13 тонн хлеба и хлебобулочных изделий в сутки, в розничной продаже имеются все основные продовольственные и промышленные товары»[14]. В письме Министерства бытового обслуживания населения Бурятской АССР в Совет Министров Бурятской АССР говорилось о введении в эксплуатацию Дома бытовых услуг в п. Янчукан, об организации комплексного приемного пункта в п. Солнечный, о сдаче первой очереди Дома бытовых услуг в п. Таксимо и т.д.[15]

Бурятский участок БАМа, как отмечалось в начале статьи, был самым сложным. Именно на нем был проложен Северомуйский тоннель. В радиопрограмме «Рабочий Бурятии» 1989 г. начальник участка № 1 тоннельного отряда № 19 треста «БАМтоннельстрой» Владимир Дмитриевич Севастьянов, говоря об обстановке в Северомуйском тоннеле, отмечал в числе прочего сложные горно-географические условия. Александр Дашиевич Гомбоев в газете «Правда Бурятии» от 15 сентября 1994 г. в статье «Дорога, прошедшая через сердца» писал, что ни по сложности проходки, ни по протяженности Северомуйский тоннель не имеет аналогов, потому что нет в мире специальной для таких тоннелей горнопроходческой техники, нет передового научно- обоснованного опыта. Стоит отметить, что тоннель был открыт только 5 декабря 2003 г.

 

Восточный портал Северомуйского тоннеля.

Автор А.М. Куртик. Северо-Байкальский район. 1979 г.

ГАРБ. ФР. 1967. Оп. 1-н. Д. 87

 

Подводя итог, можно сказать, что Байкало-Амурская железнодорожная магистраль имеет колоссальное значение для экономики и транспортной системы России, в том числе и Бурятии. Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали оказало большое воздействие на социально-экономическое развитие северных районов Бурятской АССР. В некогда глухие места магистраль принесла новый уклад жизни, современную культуру и быт. Население Северо-Байкальского и Баунтовского районов выросло за это время почти в 20 раз и составило к 1990 г. около 100 тыс. человек.

Сегодня по магистрали ежегодно перевозится до 1 млн. тонны грузов. Экономический потенциал ее очень высок, а Бурятский участок БАМ – важный стратегический узел всей магистрали. Его эксплуатация неизмеримо увеличивает геополитический вес республики.

 

 


[1] ГАРБ. ФП.1. Оп.1. Д.8711. Л.1

[2] ГАРБ. ФП.36. Оп.10. Д.29

[3] ГАРБ. ФП.36. Оп.12. Д.22. Л.5

[4] ГАРБ. ФП.36. Оп.10. Д.28. Л.6

[5] ГАРБ. ФП.1. Оп.1. Д.8711. Л.14-19

[6] ГАРБ. ФП.1. Оп.1. Д.8711. Л.17

[7] ГАРБ. ФП.36. Оп.15. Д.48. Л.7-8

[8] ГАРБ. ФР.475. Оп.1. Д.2635

[9] ГАРБ. ФР.475. Оп.1. Д.2687

[10] ГАРБ. ФР.475. Оп.1. Д.2842

[11] ГАРБ. ФР.475. Оп.1. Д.2912

[12] ГАРБ. ФР.475. Оп.1. Д.2953

[13] ГАРБ. ФР.248. Оп.1. Д.4761. Л.8

[14] ГАРБ. ФР.248. Оп.1. Д.4761. Л.15

[15] ГАРБ. ФР.248. Оп.1. Д.4761. Л.27-28