18 марта 2013 г. на радио БГТРК в цикле программ "Исторические зарисовки" Л.Ш. Чимитдоржиевой была подготовлена и проведена радиопередача

Л.Ш. Чимитдоржиева, к.и.н.

ГБУ «Государственный архив

Республики Бурятия»

 

К 310-летию со дня прибытия делегации хори-бурят к царю Петру I

(25 февраля 1703 г.)

 

В памяти бурят-монгольского народа сохранилось историческое событие началаXVIII века.В 1702-1703 годахсвершилась поездка хори-бурятской делегации в столицу Российского государства, в Москву, к царю Петру Первому.

25 февраля этого года исполнилось 310 лет со дня прибытия делегации хори-бурят к Петру I.

За последнее двадцатилетие этот вопрос подробно и глубоко изучен учеными, политиками и общественными деятелями республики. О поездке бурятской делегации написано немало произведений. О результатах этой исторической миссии имеются материалы в летописях и исторических хрониках, народных преданиях и легендах. Сохранились красочные, мелодичные песни, оды, воспевающие подвиг хоринских делегатов. Изданы научно-исследовательские статьи, книги ученых, писателей по этой теме.

В первой половине XVII века на территории предбайкальских бурят появились русские казаки, которые на протяжении десятилетий продвигались  на восток и всерединеXVII века дошли до забайкальских земель бурятских племен.Русских интересовали возможности сбора ясака с местного населенияи они стали проводить политику превращения их в своих ясачных.Другой целью представителей царской власти было обосноваться в незнакомых землях, присоединить эти земли к Русскому государству путем построек острогов. Сибирские остроги-города являлись важнейшими военно-административными центрами, опорными пунктами в дальнейшем продвижении русских на восток.

Была еще одна притягательная сила, которая побудила царизм двигаться на восток. Россия, переживавшая экономический подъем, нуждалась в серебре и других драгоценных металлах.Пушнина, собираемая с сибирских народов, играла важную роль в торговле с иностранными государствами. Поэтому возникла необходимость открытия новых «соболиных мест», которыми и явились новые земли в Сибири.

С появлением русских в восточных землях развернулась упорная и продолжительная борьба местного населения с казаками. Выступления местных народов были естественной реакцией на действия служилых людей.В конечном счете, Бурятия оказалась в составе Российского государства.

Процессприсоединения Бурятии к России был сложным и противоречивым. Архивные документы свидетельствуют о том, что в отдельных местах первые контакты бурят с русскими носили мирный характер, а в других – имели место стычки, столкновения.

К началу правления Петра Первого, к 1685 году, бурятско-русские отношения крайне обострились.У местного населения возникали трудности в оплате ясака. Основой ясачного платежа был соболь. За неимением достаточного количества соболей брали другие виды мехов или скот. Не все мужское население умело охотиться, не всегда удавалось добывать соболей в требуемом количестве.В связи с неуплатой ясака в нужный срок, местная администрация задерживала бурят в острогах, в качестве заложников-аманатов содержали их жен и детей, захватывали скот и земли.Удаленность региона, отсутствие удобных путей сообщения и обширность присоединенной территории затрудняли руководство из центра и это приводило к самостоятельности и активным действиям местных воевод.

Бурятские летописцы, ВанданЮмсунов и ТугулдэрТобоев, писали о притеснениях и тяжелых, невыносимых для местного населения условий жизни.Посаженные в остроги в качестве заложников бурятские люди, подвергались всяческим насилиям, о чем свидетельствуют десятки и сотни жалоб-челобитных, поданных бурятами.Подобного рода беззакония и злоупотребления не могли не вызывать недовольства, протеста со стороны бурятского населения.И бурятские нойоны, представители старейшин обращались с жалобами в разные инстанции местной царской администрации вплоть до генерал-губернатора Сибирского края.

Когда жалобы-обращения ни к чему не приводили, для разрешениятрудностей было созвано общеплеменное собрание – суглаан одиннадцати хори-бурятских родов, на котором было принято решение направить делегацию к Петру Первому и решать судьбоносные для народа вопросы на высоком государственном уровне.

Это предприятие по тем временам было неслыханным делом для степных обитателей Забайкалья. Руководителем делегации был назначен зайсангалзутского рода Бадан Туракин. В составе делегации были представители всех одиннадцати родов.Всего вместе с сопровождающими было 52 человека.

В начале осени 1702 года состоялись торжественные проводы делегации.Несомненно, путь конного каравана пролегал через необъятную Сибирь, через Уральские горы, по незнакомой земле, мимо чужих деревень, не всегда понятной жизни. К сожалению, установить маршрут передвижения делегации невозможно из-заотсутствия соответствующих документов. Неизвестны и имена многих участников похода. Для этого требуется кропотливая работа с родословными бурятских родов, материалами различных архивов, в которых, возможно, еще сохранились крупицы исторических сведений.

Преодолев неимоверные трудности и выдержав тяжелейшие испытания, хоринские делегаты достигли конечной цели, в начале февраля 1703 года прибыли в столицу Российского государства.

Неизвестно -как они устроились в чужом городе Москве, где проживали,хватило ли продовольствия, как себя чувствовали. Безусловно, пока устраивали свой быт и добивались контакта с представителями власти, прошло много дней.Помощь была оказана Федором Алексеевичем Головиным, представителем правительствав Забайкалье конца XVII века. В момент прибытия бурятской делегации в столицуФ.А.Головин являлся военным министром в правительстве Петра I. Он помог бурятской делегации и в устройстве их жизни, и организации аудиенции у царя.

На царском приемеделегаты рассказали, что их деды и отцы жили под покровительством «мунгальскихтайшей», в середине XVII века хори-буряты вынуждены были принять российское подданство. Одиннадцать родов хоринских бурят стали подданными России при Алексее Михайловиче. При нем они стали платить ясак.Рассказали о притеснениях бурят со стороны местной администрации. Сообщили царю о неоднократных своих жалобах в Нерчинск, Иркутск, Тобольск. Царю была вручена петиция-жалоба хоринских родов с просьбой разрешить этот вопрос и помочь им.

Выслушав хоринских делегатов и изучив петицию-жалобу, Петр Первый сделал вывод: «Зря брацкиеиногородцы не поехали бы. Горе погнало в такую даль. Эти брацкие люди могли податься от притеснений в Китай, кочевники же… Надобно твердо стать на Дальнем Востоке, закрепить за Русью тамошние породные земли… Наказать примерно тех, кто творит злодейства против наших подданных…».

22 марта 1703 года был обнародован царский указ. Согласно царскому указу захори-бурятами было закреплено право на владение своей землей, родными кочевьями.Указом были строго запрещены насильственные действия со стороны русских служилых людей, атаманов, воевод, их приближенных. Из Москвы были направлены царские контролеры, которые наказали многих представителей местной администрации за противоправные действия в отношении бурят. Некоторые из них были отозваны с занимаемых должностей.

Указ Петра Первого - документ исторического значения, он закрепил право владения «породными» землями за бурятскими родами и наделил их административными функциями, - отмечалось на республиканской конференции, посвященной 300-летию конного похода хори-бурят и Указу Петра I.

Дипломатическая миссия хоринцев способствовала объединению бурятских племен в единый этнос,установлению тесных хозяйственных и культурных связей между бурятским и русским народами. Кроме того, для молодого Российского государствазакрепление за бурятами их породных земель явилось заделом для формирования будущей границы между Россией и Китаем.

В течение более двух столетий после выхода царского указа бурятский народ продолжал отстаивать свои права на земли, спорные вопросы по земле все-таки продолжали возникать. Но решениеПетраI было настолько твердым, что никто из последующих российских самодержцев так и не посмел его отменить. На это указывают документы Государственного архива Республики Бурятия: Указы -Императрицы Елизаветы от 3 марта 1749 г., Императора Павла I от 17 октября 1799 г., Императора Александра I от 29 июня 1806 г. о подтверждении прав собственности хоринских бурят на занимаемые земли; Указцаря Николая II 1900 г. о наделении землей хоринских и агинских бурят.

 

Источники и литература

1. Бабуев С. Выдающиеся деятели из хори-бурят. Улан-Удэ, спецвып. №5, февраль 2003 г.

2. Выставка «К 300-летию похода хори-бурят к ПетруI (1703-2003 гг.)». Подготовила главный специалист ГБУ «Государственный архив Республики Бурятия»Шапхоева Л.А.

3. ГАРБ.Ф.8. Оп.1. Д.148. Л.1,5,8.

4. ГАРБ. Ф.8. Оп.1. Д.626. Л.18,19,21.

5. ГАРБ. Ф.8. Оп.1.Д.775. Л.4.

6. Доржиев Д-Н. О Турахай - Табунане Бадан Туракине. (Приложение к журналу «Байкал»). Улан-Удэ, спецвып. №1, февраль 2003 г.

7. Жимбиев Ц.А. 300 лет Указу царя ПетраI братскому народу. 1997.

8. Жимбиев Ц., Чимитдоржиев Ш. Поездка делегации хори-бурят к Петру Первому в 1702-1703 гг. 2000.

9. Календарь знаменательных и памятных дат истории Бурятии на 2013 год. Улан-Удэ, 2013. С.11.

10. Митыпов В. Петр Первый и Бурятия. Байкал, 2010, №1.

11. Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию (300 лет Указу ПетраI). Ч.I. Улан-Удэ, 2001.

12. Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию (300 лет Указу ПетраI). Ч.IV. Улан-Удэ, 2003.

13. Санжин Б., Дандарон Б. «Заяанай зам» (Путь праведный). Роман. 1970, 1986.

14. Указ царя Петра Великого // Угай зам. Путь предков (Приложение к журналу «Байкал»), спецвып. №1, 25 июля 2001 г. С.1.

15. Хрестоматия по истории Бурятии: Документы и материалы. С древнейших времен до 1917 г. Улан-Удэ, 1986. С.55-56.

16. Цыбикдоржиев В. Потомок Бадана Туракина в Монголии. О грамоте-указе царя Петра 1. Улан-Удэ, спецвып. №5, февраль 2003 г.

17. Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы – бурят-монголы? История. Культура. Политика. Буряадайтухэhээ. Улан-Удэ, 2012. С.120-137.

18. Чимитдоржиев Ш.Б. Хождение хори-бурят к Белому царю. Хоринск-93.

19. Чимитдоржиев Ш.Б. Хождение хори-бурят к Саган-хану (Белому царю). 2001.

20. Чимитдоржиева Л.Ш. Русские посольства к монгольским Алтан-ханам. XVII век. Улан-Удэ, 2006.