К 170-летию Баргузинского приходского училища подготовлена статья д.и.н. Б.Ц. Жалсановой.

Б.Ц. Жалсанова, д.и.н.

 

  Деятельность Баргузинской Степной думы по развитию народного образования в XIX – начале ХХ в.

 Согласно статье 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В связи с этим хотелось бы обратиться к истории бурятских обществ, когда органы местного самоуправления бурят, учрежденные по Уставу об управлении инородцев 1822 г. М.М. Сперанского, в пределах своего ведомства без внешнего финансирования, а за счет собственных средств, развивали народное образование. На наш взгляд, знание прошлого исторического опыта дало бы  возможность его использования органами местного самоуправления в своей работе. 

В данной статье рассматривается деятельность Баргузинской Степной думы, органа местного самоуправления баргузинских бурят в XIX – начале ХХ в., по развитию народного образования в своем ведомстве. Баргузинская Степная дума была одной из 12 бурятских Степных дум, призванных наряду с государственными учреждениями Российского государства, способствовать сбору податей в казну, исполнению предписаний вышестоящих органов, ведению учета населения и т.д. Не менее важной задачей местного самоуправления была забота о появлении достаточного количества грамотных людей, которые могли бы работать должностными лицами, письмоводителями, сборщиками налогов и т.д.        

После принятия Устава школ 1804 г. стали открываться приходские училища. В связи с тем, что Уставы школ 1804 и 1828 гг. не предусматривали содержание училищ за счет государства, они содержались за счет общества или частных лиц. Из-за отсутствия государственной поддержки развитию образования инородцев общественное призрение и благотворительность становятся основными путями развития народного образования бурят, в том числе и баргузинских бурят. Здесь речь идет об открытии и содержании за счет общества приходских училищ, средства на которые собирались как внутренние повинности.   

Внутренние повинности представляли собой денежные сборы на содержание местного самоуправления. Смету на внутренние повинности составляли и принимали на общественном собрании с участием  должностных лиц местного самоуправления, далее она утверждалась генерал-губернатором. Внутренние повинности направлялись на жалованья писарям сельских экономических магазинов, органов местного самоуправления, канцелярские расходы, жалованье учителю приходского училища, содержание учащихся, содержание тюремной избы и междудворных подвод и т.д. Значительная часть внутренней повинности выделялась на нужды народного образования. 

Баргузинское бурятское приходское училище было открыто в 1844 г. с разрешения Иркутского гражданского губернатора, содержалось за счет общества. Так, в 1859 г. баргузинские буряты на жалование учителю выделяли 160 руб. в год, на канцелярские товары и освещение 36 руб. 84 коп., всего на содержание училища – 196 руб. 84 коп. В 1866 г. содержание училища обходилось уже в 307 руб. 60 коп. За обучение своих детей баргузинские буряты платили, собирая по 0,07 1/8 коп. в год с каждой ревизской души. В училище учили чтению, чистописанию по-русски и по-монгольски, арифметике.

Инициатором его учреждения являлся помощник главного тайши Сахар Хамнаев и им же пожертвован дом под училище. Надо отметить, что имя Сахара Хамнаева входит в плеяду бурятских общественных деятелей середины XIX в., внесших значительный вклад в развитие своих ведомств. На прогрессивность его взглядов в отношении развития своего ведомства путем распространения земледелия, кустарного ремесленного производства, предпринимательства, образования повлияла поездка С. Хамнаева в 1832 г. в Санкт-Петербург. В 20-летнем возрасте он становится помощником своего отца – главного тайши Баргузинского ведомства Хамная Цанкирова. В 1854-1875 гг. он является бессменным главным тайшой Баргузинской Степной думы.

За свою многолетнюю и плодотворную общественную деятельность Сахар Хамнаев неоднократно получал поощрения от вышестоящего начальства. В 1845 г. он был награжден серебряной медалью на Аннинской ленте для ношения на шее за пожертвование дома на открытие приходского училища. В 1849 г. получил «искреннюю благодарность» от Русского географического общества за доставление сведений о климате Баргузинского ведомства в Санкт-Петербург. В 1855 г.  за «неутомимое усердие по службе» был награжден генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым-Амурским золотой медалью на Аннинской ленте для ношения на шее. В 1857 г. за «усердную службу и особую заботливость к распространению хлебопашества между инородцами» награжден по его же представлению  орденом Святого Станислава 3-ей степени, в 1858 г. «за деятельные труды в присоединении Амура к России» орденом Святой Анны 3-ей степени. У него было много благодарностей от вышестоящего начальства за успешное взыскание податей и повинностей.

Неудивительно, что именно такой общественный деятель становится у истоков открытия Баргузинского бурятского приходского училища, которое размещалось при Баргузинской Степной думе в улусе Улюнском. Дом училища, подаренный С. Хамнаевым, был площадью 5х3 ½ кв. саженей, состоял из 3 комнат с прихожей, 1 печки, 8 окон с одинарными рамами, 6 дверей. В одной из комнат находился учебный класс, в котором стояли 2 длинных стола с 2-мя скамьями для учеников – некрашеные, для учителя – 1 крашеный стол и стул. В другой комнате располагалась учительская комната, в которой стояли: стол, стул, скамья,  шкаф с 4 стеклами, кровать. В третьей комнате находилась квартира для учителя.  

 Открытие Баргузинского бурятского приходского училища датируется 20 октября 1844 г. По другим сведениям, занятия начались 23 сентября 1844 г. в присутствии штатного смотрителя училищ Верхнеудинского округа. Учителя подчинялись в своей деятельности штатному смотрителю училищ Верхнеудинского округа, затем к концу XIX в. – директору народных училищ Забайкальской области.     

Первым учителем училища был назначен выпускник знаменитой Троицкосавской русско-монгольской школы, казак Сартолова полка 6-ой сотни Алексей Корнильцев, в письме к которому штатный смотритель училищ Верхнеудинского округа напутствует его: «Определив Вас учителем вверенного Вам Баргузинского бурятского приходского училища, я уверен, что Вы употребите труд и оправдаете избрание начальства, заставите самих инородцев сознаться в ценности открытого заведения, имеющего принести общественную пользу».

Алексей Корнильцев проработал в Баргузинском приходском училище в 1844-1851 гг. В 1851-1856 гг. в училище преподавал выпускник той же школы, урядник 5-го полка Забайкальского казачьего войска Аюша Дашицыренов.  Учителями в приходском училище также работали двое сыновей Сахара Хамнаева: Александр и Николай Сахаровы, окончившие полный курс Верхнеудинского уездного училища. В разные годы работали учителями   Терентий Николаев, Иннокентий Чикинев, М.Ф. Сестринский, Г.К. Большаков, В.С. Шубин, выпускник Иркутской учительской семинарии, А.Г. Гальчеев, выпускник Баргузинского городского двухклассного училища.

На начальном этапе деятельность приходского училища  столкнулась с разными препятствиями, о которых пишет в своем донесении в Баргузинскую Степную думу учитель Александр Сахаров 15 февраля 1863 г.: «Я с готовностью старался бы обучить как можно больше бурятских детей грамоте, чтобы из таковых впоследствии вышли бы полезные люди обществу…, но этого не могу достигнуть, во-первых, по несвоевременной явке учащихся в училище, во-вторых, по недостатку учебных пособий, в-третьих, главная причина, уклончивость здешних бурят от образования, не отдача детей в училище».

Несмотря на препятствия, численность учащихся приходского училища увеличивалась с каждым годом, что свидетельствовало о возрастающем стремлении бурят к получению образования. Так, если в 1850 г. в Баргузинском приходском училище было 11 мальчиков учащихся, в 1867 г. их становится 15, в 1884 г. – 22 мальчика, в 1902 г. – 44 мальчика и 1 девочка.

Качество учебного процесса и материальное состояние Баргузинского приходского училища являлись важными направлениями деятельности местного самоуправления. Немаловажным фактом является забота местного самоуправления о бедных сородичах, так общественным приговором от 31 июля 1854 г. баргузинские буряты взяли на свое содержание обучение восьми бедных мальчиков своего ведомства: «Видя попечение высшего начальства к собственной нашей пользе к образованию инородческих наших детей, что, они, обучаясь, должны для нас же собственно быть полезным к помещению в общественные должности, тем более, что мы, инородческое общество, по незнанию грамотности русского языка, всегда почти затрудняемся в грамотных людях, и что, обучившись, эти мальчики могут быть полезными для нас и что есть этому примеры». В надежде, что мальчики, научившись грамоте, будут полезны обществу, баргузинские буряты единогласно решили содержать за счет общества восемь мальчиков из бедных и способных инородческих детей, положив каждому из них по 28 руб. 1/4 коп., для чего было решено собрать ежегодно по 0,06 коп. серебром с ревизской души. После окончания училища они должны были поступить в общественные службы при думе или родовых управлениях. 

Баргузинские буряты понимали, что для более успешного учебного процесса необходимы хорошие учителя, поэтому они не жалели средств на их жалованье. В 1883 г. они платили жалование учителю в размере 500 руб. в год. В годовом отчете Баргузинской Степной думы отмечается, что «при таковом содержании учителя (500 руб. в год) смело можно рассчитывать, что Баргузинское бурятское училище без учителя не останется и грамотность между инородцами может быть распространена, тем более, что главный тайша Александр Сахаров обязал всех родовых голов известный процент инородческих детей непременно присылать в училище».

В 1896 г. здание Баргузинского бурятского приходского училища было обновлено. Своим общественным приговором баргузинские буряты пожертвовали училищу новое помещение, построенное при Степной думе, в честь коронования царя Николая II с тем, «… чтобы новое училище наименовалось под вывеской «Баргузинское приходское училище, построенное в ознаменование священного коронования их императорских величеств 12 мая 1896 г.», а в само помещение училища приобрести портрет царя, который просим главного тайшу Сотиева купить в г. Москве». 

Несмотря на принимаемые меры, подготовка учащихся училища оставалась слабой, о чем пишет в своем письме в Баргузинскую Степную думу 25 сентября 1893 г. штатный смотритель школ Верхнеудинского округа: «Производя вступительные экзамены в Верхнеудинское уездное училище, члены педагогического совета не могли не обратить внимание на слабую подготовку поступающих учеников, окончивших Баргузинское приходское училище. Совет пришел к заключению, что Баргузинское бурятское приходское училище не может процветать, если учитель не владеет монгольским языком». В связи с этим он предлагает Степной думе отправить за счет общества одного способного ученика на педагогическую подготовку в Верхнеудинское уездное училище, чтобы к концу года мог выдержать экзамен на звание сельского учителя и занять место учителя в Баргузинском бурятском приходском училище.

Надо отметить, что баргузинские дети получали образование не только в Баргузинском бурятском приходском училище, но и в других учебных заведениях, доступным им. В 1895 г. 15 мальчиков и 3 девочки обучались в 2 миссионерских училищах. В 1890-1893 гг. в Верхнеудинском уездном училище  учились 8 мальчиков, в Баргузинском городском двухклассном училище 1 мальчик. За обучение каждого из них баргузинское бурятское общество платило значительные суммы из средств внутренних повинностей. Так, только за обучение одного ученика в Верхнеудинском уездном училище оно платило 125 руб. в год.

Учитывая огромное стремление своих сородичей дать образование своим детям, и отказ высшего начальства открыть трехклассное училище при Баргузинской Степной думе, баргузинские буряты общественным приговором от 23 мая 1894 г. решили выделить 5000 руб. на преобразование Баргузинского городского двухклассного училища в трехклассное на условиях, чтобы «в этом училище имели места наши дети в количестве до половины мест всех учеников; никаких других расходов по содержанию училища не имеем; чтобы в училище работал учитель со знанием монгольской грамоты, чтобы дети могли объясняться». Для сбора такой огромной суммы было решено  в течение трех лет собирать ежегодно по 1 руб. 21 ½ коп. с ревизской души.

Значительную помощь училищу оказывали почетные блюстители, которые должны были ежегодно вносить определенную сумму в пользу училища. Так, почетным блюстителем был главный тайша Ринчин Сотиев,  который должен был вносить взнос в пользу училища в размере 25 руб. в год.

Деятельность Баргузинской Степной думы по развитию народного образования приносила свои плоды: в ведомстве появились грамотные люди, из которых можно было выбирать должностных лиц местного самоуправления, письмоводителей. Об этом свидетельствуют письмо Приамурского генерал-губернатора военному губернатору Забайкальской области о результатах ознакомления с населением, потребностями, а также с проявлением деятельности администрации в жизни населения Забайкальской области: «Посетив школы, содержимые при бурятских Степных думах, я нашел, что обучение в них ведется весьма удовлетворительно, но число учеников недостаточно…, как в Читинской гимназии, так и в прочих учебных заведениях, мною посещенных, ученики из бурят все отличались весьма хорошими способностями, прилежанием, хорошим поведением, в успехах не только не уступали коренным русским, но даже превосходили весьма многие из них, несмотря на то, что им приходится в большинстве сверх усваивания наук еще учиться и русскому языку».[1]

Таким образом, особенностью развития народного образования в бурятских ведомствах, в частности в Баргузинском, было отсутствие государственного финансирования, образование содержалось за счет самих бурятских обществ. В этих условиях именно органы местного самоуправления бурят стали заниматься планированием и сбором денег на расходы по народному образованию, уделяя особое внимание обучению способных детей из малоимущих семей.   

Баргузинская Степная дума как орган местного самоуправления, ее должностные лица стояли у истоков учреждения Баргузинского бурятского приходского училища, внесшего значительный вклад в развитие ведомства, как центр подготовки грамотных бурят, получивших возможность занимать определенные должности в местном самоуправлении.

(Жалсанова, Б.Ц. Деятельность Баргузинской Степной думы по развитию народного образования в XIX – начале ХХ в./ Б.Ц. Жалсанова // Власть. – 2012. – № 6. – С. 180–183).

[1] ГАРБ. Ф.7. Оп.1. Д.2227. Л.17