К 80-летию Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. н.а. СССР Г.Ц. Цыдынжапова публикуется статья главного архивиста отдела публикации документов Государственного архива Республики Бурятия, к.и.н. М.С. Новолодской

 

Год театра в России: к 80-летию Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова

     В России 2019-й г. объявлен «Годом театра». Для жителей нашей республики указанный год стал наиболее значимым, так как исполняется ровно 80 лет одному из любимых и всеми почитаемых зрителями нашей республики Театру оперы и балета, работающего как в оперном, так и в балетном жанрах. Сегодня театр является одним из крупных представителей театрального искусства не только в Сибири, но и на всем Дальнем Востоке.

      В связи с указанным событием в данной статье мы рассмотрим историю возникновения театра, а также проследим какой вклад он внес в развитие театрального и национального искусства нашей республики, а архивные документы помогут воссоздать историю прошлого.

     Бурятский театр оперы и балета имеет богатую и яркую историю. Он является признанным музыкальным центром всего восточного региона нашей страны, достойно представляющим профессиональное музыкальное искусство Бурятии в едином культурном пространстве России и за рубежом, носит высокое звание «академический».

 

Вид на Театр оперы и балета. 1950-е гг.

Фотофонд ГАРБ

 

    На протяжении всей своей истории, театр является центром музыкальной и театральной культуры Республики Бурятия, носителем лучших традиций мировой и отечественной оперной и балетной классики, наследия бурятских композиторов. Роль театра очень значима, так как он выполняет миссию по эстетическому воспитанию детей и юношества, по формированию художественных и музыкальных вкусов. Сфера деятельности театра имеет разносторонний диапазон по жанрам и видам искусства – опера, балет, музыкальная драма, оперетта, мюзикл, современная хореография и т.д.

     За свою восьмидесятилетнюю историю театр прошел несколько основных этапов своего развития.

     Первый этап – зарождение и становление театра (1930-1940 гг.). Отправной точкой развития театрального искусства республики является 1932 г., когда в нашей республике был организован национальный Драматический бурят-монгольский театр. Создание музыкального театра основывалось на этническом творчестве бурятского народа, что стало одной из основ быстрого формирования бурятского музыкального театра. В итоге в 1939 г., согласно постановлению СНК БМАССР, Бурят-Монгольский театр был реорганизован в Государственный Бурят-Монгольский музыкально-драматический театр. Согласно Устава Бурят-Монгольского Театра оперы и балета, начиная с 1930-х гг. театр состоял в ведении Управления по делам искусств при Совете Министров БМАССР [1].

     20 октября 1940 г. в Москве прошла I декада бурят-монгольского искусства.      Бурят-Монгольский музыкально-драматический театр принял самое активное участие, открыв театральный сезон премьерой «Энхэ-Булат Батор» по мотивам национального эпоса.

     Данная опера и все спектакли прошли на высоком уровне и имели большой успех, о чем было написано в газете «Бурят-Монгольская Правда». Отмечалась отличная работа молодых артистов театра: Бадмы Балдакова, Надежды Петровой, Петра Николаева и др. Всего же на декаду из Бурят-Монгольской АССР приехало свыше 600 человек. Позже, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1940 г. театр был награждён Орденом Ленина, а главному режиссёру Гомбожапу Цыдынжапову было присвоено звание Народного артиста СССР [2]. Декада Бурят-Монгольского искусства в Москве в 1940 году явилась первым итогом достижений бурятского искусства.

 

Артисты Театра оперы и балета. 1940-е гг.

Фотофонд ГАРБ

     В годы Великой Отечественной войны театром были подготовлены художественно-творческие бригады из состава театра для обслуживания совхозов и колхозов Хоринского, Кижингинского, Еравнинского и Заиграевского районов для того, чтобы оказать помощь в выполнении плана сельскохозяйственных работ, особенно в период весеннего сева.

     Коллектив театра в период войны провел значительную работу по художественному обслуживанию трудящихся республики, частей Красной армии и Военно-Морского флота. Была сформирована художественная бригада во главе с Гомбожапом Цыдынжаповым по художественному обслуживанию Белорусского и Дальневосточного фронтов. Концерты прошли на высоком художественном уровне. В результате достигнутых успехов, правительство БМАССР присвоило почетные звания ряду работников театра, а также наградило большую группу работников театра медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

 

Фронтовая концертная бригада под руководством

Г.Ц. Цыдынжапова на Белорусском фронте. 1944 г.

Фотофонд ГАРБ

    Второй этап (1950-1960 гг.) – расширение классического репертуара театра и профессиональный рост кадров в послевоенные годы. Постановлением Совета Министров БМАССР № 205 от 19 мая 1950 г. Бурят-Монгольский государственный Ордена Ленина музыкально-драматический театр был реорганизован в Бурят-Монгольский Ордена Ленина театр оперы и балета. Из состава Бурят-Монгольского государственного Ордена Ленина музыкально-драматического театра был выделен и организован бурят-монгольский передвижной драматический театр. Бурят-монгольский колхозный театр был объединен с вновь созданным передвижным драматическим театром [3].

    В 1959 г. вторая литературная декада в Москве показала дальнейший рост и достижения бурятского искусства. Высокую оценку зрителей и театральной общественности получили опера «Князь Игорь» и балет «Красавица Ангара». Всеобщее восхищение вызвали выступления Л. Линховоина в роли половецкого хана Кончака и Л. Сахьяновой в заглавной партии балета «Красавица Ангара».     По итогам декады звания народного артиста СССР был удостоен Л. Линховоин, народных артистов РСФСР – Л. Сахьянова, П. Абашеев, Н. Петрова, Б. Балдаков и многие другие [4].

 

Балет «Красавица Ангара». Енисей – Петр Абашеев, Ангара – Лариса Сахьянова. 1950-е гг.

Фотофонд ГАРБ

      В 1952 г. в эксплуатацию было введено новое здание театра. Здание Театра оперы и балета является уникальным по архитектуре и относится к особо ценным объектам культурного назначения. Сценическая площадка несет большую нагрузку, так как в год проходит около сотни спектаклей и концертов.

     Третий этап (1970-1980 гг.) – период полной творческой зрелости и расцвета. Театр переживал активизацию творческой и производственной деятельности, был создан разносторонний и разноплановый балетный и оперный репертуар. Прошли Большие гастроли в Москве и Ленинграде в связи с пятидесятилетней деятельностью коллектива. Гастроли по автономным республикам Советской страны (Дальнего Востока, Северного Кавказа, Якутии, Тувы и т.д.) С ноября 1970 г. по январь 1971 г. прошли гастроли группы артистов Советской эстрады в странах Восточной и Центральной Африки таких как Кении, Нигерии, Судане в составе 24 человек, в числе которых был солист Театра оперы и балета Лхасаран Линховоин. Было дано 54 концерта, на которых присутствовало 70 000 зрителей [5]. Концерты прошли на высоком уровне, получили положительную оценку общественности и прессы.

     В этот период творческий состав состоял из высококвалифицированных кадров. На сцене Бурятского театра выступало немало талантливых мастеров, вокальное и хореографическое мастерство которых стали вкладом в историю музыкально-театрального исполнительства. Это Надежда Петрова, Лхасаран Линховоин, Вячеслав Бальжинимаев, Дугаржап Дашиев, Ким Базарсадаев, Татьяна Дудеева, Галина Шойдагбаева, Екатерина Самбуева, Ольга Короткова и др.

     В 1970-х гг. коллектив Театра оперы и балета участвовал в эстетическом воспитании детей и юношества. В репертуаре театра было значительное число классических и советских оперных, балетных спектаклей на которые организовывались коллективные и индивидуальные посещения юношеского и детского зрителя, такие как «Лебединое озеро», «Евгений Онегин», «Золушка». Дирекция театра проводила организационное посещение школьниками и учащимися учебных заведений спектаклей театра через внештатных распространителей билетов, а также через профсоюзные и комсомольские организации школ и учебных заведений.

     Согласно приказу Министерства культуры СССР от 6 ноября 1979 г., Бурятскому государственному Ордена Ленина театру оперы и балета было присуждено высокое звание «Академический» [6]. Театр вступил в этап полной художественной зрелости.

      В период с конца 1980 по конец 1990 х гг. начинается четвертый этап. В этот период наблюдается упадок развития театрального искусства в нашей республике, так как данный этап происходит на фоне распада СССР, реформ в общественной, социальной и экономической жизни. Для этого этапа характерно отсутствие гастрольной деятельности и выпуска новых постановок, а также низкие финансовые показатели, задержка заработной платы.
      Следующий этап – начало 2000-х по настоящее время. Здесь постепенно восстанавливается как межрегиональная, так и международная гастрольная деятельность театра. Проводятся фестивали балетного и оперного искусства имени народных артистов СССР, таких как Гомбожап Цыдынжапов, Лариса Сахьянова, Лхасаран Линховоин и др. Появляются новые постановки, например, спектакль К. Орфа «Кармина Бурана» [7] и др.

      В 2011 г. состоялось открытие здания театра после реконструкции. Театр оснастили новым оборудованием.

     В последнее десятилетие театр осуществляет международные проекты с Монголией, Китаем. Коллектив балета представлял искусство Республики Бурятия на престижных площадках Китая. Успешные гастроли в КНР охватили 26 городов, среди которых: Пекин, Шанхай, Шеньян, Хайкоу, Гань-Чжоу и др.

          Театр оперы и балета является площадкой для реализации как российских, так и международных проектов. Гастроли известных театральных коллективов Москвы, Санкт-Петербурга, приглашенные солисты балета Мариинского театра, коллег из Перми, Самары, Нижнего Новгорода, Красноярска, Екатеринбурга, Новосибирска и дружественной Монголии, стали одним из направлений деятельности театра. Тем не менее, театр испытывает дефицит кадров, в результате чего приглашаются «приглашенные» специалисты.

      В настоящее время коллектив театра достойно представляет профессиональное искусство Бурятии в едином культурном пространстве России. Интересный и разнообразный репертуар, высокий профессионализм труппы принесли театру заслуженный авторитет и признание всего огромного региона восточной части нашей страны.  Театр осуществляет ряд международных и всероссийских проектов. Он принимает на своей сцене коллективы других городов России - организует у себя их гастроли, а также приглашает для участия в спектаклях артистов из ведущих трупп нашей страны, в том числе Большого и Мариинского.

 

Открытие Года театра в России. 2019 г.

Фото с сайта Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова

     Таким образом, Театр оперы и балета со дня своего основания прошел большой и славный творческий путь от создания первых национальных музыкальных спектаклей до создания крупных оперных и балетных постановок. За годы своей деятельности театр создал богатейший по разнообразию и идейно-художественному содержанию репертуар. На сцене театра поставлено большое количество спектаклей отечественной, мировой классики и произведений бурятских авторов.

    

  1. Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ) ФР. 983. Оп.1. Д.3. Л. 7
  2. ГАРБ. ФР. 983. Оп.1. Д. 2. Л. 1
  3. ГАРБ. ФР. 983. Оп.1. Д. 20. Л. 51
  4. ГАРБ. ФР. 983. Оп.1. Д. 46. Л. 6
  5. ГАРБ. ФР. 983. Оп.1. Д.185. Л.10
  6. ГАРБ. Ф.Р. 983. Оп.1. Д.262. Л. 243
  7. Бурятский Государственный академический театр оперы и балета имени народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова: [сайт]. URL: http://uuopera.ru/