К 75-летию со дня принятия Постановления Совета Народных Комиссаров СССР о проведении в Москве декады бурят-монгольского искусства (2 октября 1939 г.).
Н.Г. Сороковикова,
начальник отдела использования и
публикации документов ГБУ ГАРБ
75 лет со дня принятия постановления Совнаркома СССР
о проведении в Москве декады бурят-монгольского искусства
75 лет назад 2 октября 1939 г. было принято постановление Совета Народных Комиссаров СССР о проведении в Москве декады бурят-монгольского искусства. В нашей республике с большим подъемом и энтузиазмом началась работа по подготовке к этому масштабному мероприятию. Обратимся же к страницам «Бурят-монгольской правды»…
В один из дней первых декабря 1939 г. в Государственном Бурят-Монгольском национальном театре было многолюдно – собрание работников искусства. Были артисты бурят-монгольского театра, филармонии, художники, студенты и педагоги театрально-музыкального училища, присутствовали руководители обкома ВКП(б) и правительства республики.
Г.Ц. Бельгаев своем в докладе рассказал «об огромном значении постановления Совнаркома СССР о показе в Москве в 1940 г. бурят-монгольского искусства и творческого роста коллективов бурят-монгольского национального театра, госфилармонии, союза советских художников Бурят-Монголии и Дома народного творчества».
И.М. Туманов (слева), художественный руководитель декады, Г.Ц. Цыдынжапов (в центре), художественный руководитель Бурят-Монгольского музыкально-драматического театра с участниками бурят-монгольского искусства в Москве. 1940 г.
Затем он изложил программу декады бурят-монгольского искусства, в которой предусматривается показ двух музыкальных драм «Баир» и «Шампи», оперных и концертных выступлений, выставки произведений изобразительного искусства.
Общее количество участников декады 750-800 чел, для подготовки которых к декаде, приехали из Москвы художественные руководители – представители комитета по делам искусств при Совнаркоме РСФСР.
«Перед республиканским Домом народного творчества, – говорил тов. Бельгаев, – во весь рост ставится огромной важности задача – выявить в народе талантливых и самобытных мастеров искусства и привлечь их к участию к декаде».
Вторым выступил председатель правления Союза советских художников БМАССР Мердыгеев:
«Для того, чтобы показать всем советским народам наше бурят-монгольское искусство по всем его многообразии, нам необходимо очень тщательно и напряженно готовиться. Наши профессиональные художники обязаны к декаде подготовить 30-40 оригинальных работ. Кроме того, художники будут работать по оформлению театра к декаде».
С краткой, темпераментной речью вышла артистка бурят-монгольского театра Гармаева:
«Теперь дело за нами! Все, что мы просили нам создано и создается. Нам теперь остается только работать по-настоящему. Я лично беру на себя обязательство: поднять на высокий художественный уровень роль Дулаган в пьесе «Баир», которую буду иметь счастье играть в родной столице – Москве».
Г.Ц. Цыдынжапов поставил задачу:
«За этот короткий период подготовки к декаде мы в своем творческом росте должны продвинуться на 10-15 лет вперед».
Под аплодисменты вышел I секретарь Бурят-Монгольского ВКП(б) С.Д. Игнатьев. В своем выступлении он предупредил об ответственности перед бурят-монгольским народом за искусство и подытожил:
«Я убежден, что вы не подведете бурят-монгольский народ и на высоком уровне проведете декаду искусства нашего бурят-монгольского народа».
В завершение собрание приняло резолюцию, в которой говорилось:
«Собрание актива работников искусства единодушно приветствует постановление Правительства СССР о проведении в Москве декады бурят-монгольского искусства. Собрание полностью одобряет решение областного комитета ВКП(б) о мероприятиях по подготовке к этой декаде».
Телеграмма председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР М.Б. Храпченко председателю СНК Бурят-Монгольской АССР С.М. Иванову о сроках проведения декады бурят-монгольского искусства в Москве. Декабрь 1939 г.
21 декабря 1939 г. вышло в свет постановление СНК БМАССР №505 «О декаде бурят-монгольского искусства в городе Москве», в котором был утвержден репертуар показа бурят-монгольского искусства в Москве в 1940 г. и поставлен ряд задач. Например, для выявления лучших было решено провести республиканскую олимпиаду художественной самодеятельности и выставку изделий народно-художественных ремесел. Художественным руководителем декады утверждался главный режиссер оперного театра им. Станиславского И.М. Туманов, музыкальным консультантом музыковед Г.А. Поляновский.
В «Бурят-монгольской правде» от 29 декабря 1939 г. вышла статья «К декаде бурят-монгольского искусства в Москве» зам. начальника Управления по делам искусства при СНК РСФСР Н.А. Стрельцова, художественного руководителя декады И.М. Туманова, музыковеда Г.А. Поляновского. В ней было рассказано, что видное место в проведении декады будет принадлежать музыкально-драматическому театру: на суд зрителя представят оперу «Энхэ-Булат батор», две музыкальные драмы «Баир» и «Шампи» (условно).
В статье также уделялось особое внимание народной музыке и пению:
«Ныне все богатство инструментария бурят-монгольского народа должно быть восстановлено в попранных правах. Не два инструмента (лимба и хур) должны входить в оркестр, а не менее десятка, в том числе вишхур (род гобоя), ударные, гигантские трубы и др.
Народное пение бурят – унисонно, т.е. одноголосно. Это требует от композиторов, обрабатывающих народные мелодии, очень большой чуткости, художественного такта в нахождении гармонизации…».
Об участии самодеятельных коллективов аймаков, которые представят самобытное музыкальное творчество, художественные ремесла, сказано, что «песенное искусство семейского народа», «танцы бурят (ёхор) и эвенков призваны расцветить и разнообразить программу заключительного концерта».
Статья завершалась словами:
«…Возглавить и правильно направить мощный поток народного творчества в русло подготовки к показу в Москве – почетная задача художественного руководства декады»…
«Бурят-монгольская правда» в статье от 20 октября 1940 г. сообщает об открытии декады бурят-монгольского искусства в Москве:
«18 октября 1940 г. состоялся общественный просмотр «Энхе». Критики отзываются, что это лучшая национальная опера Советского Союза. Батурин, Петрова, Балдаков стали известны всей Москве…
Комитет искусств решил открыть декаду вместо «Баира» – «Энхе». По окончании просмотра, театральная общественность долго и горячо приветствовала авторов и постановщиков. Тот момент, когда «Энхе» на руках баторов подымается вверх на щитах, театр встретил стоя, последние аккорды оркестра потонули в громе аплодисментов…
Костюмы спектаклей по эскизам Тимина, Павлова, Чернутова вызывают восхищение знатоков…
23 октября открывается выставка в музее восточных культур. Вчера состоялся прием редакцией «Комсомольской правды» участников декады Цыдынжапова, Балдано, Сыденова, Миронова, Гармаевой, Жигжитовой, Цыреновой, Языковой, Туманова, Степановой, Эделя…».
21 октября Москве была представлена драма «Баир»:
«Это первая бурят-монгольская музыкальная драма, созданная национальными драматургами Г.Ц. Цыдынжаповым и А.И. Шадаевым. Музыку для этого произведения, рожденного старинной народной легендой, написали композиторы Б.Б. Ямпилов и П.М. Берлинский.
…Его музыка наполнена колоритными мелодиями. По ходу действия в спектакль введены танцы, знакомящие с бурят-монгольским хореографическим искусством и интересные старинные обряды…»
Несомненным был успех постановок Бурят-Монгольского государственного музыкально-драматического театра. На втором показе драмы «Баир» присутствовали И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, А.А. Жданов.
Современная пьеса «Эржен» авторов Н.Г. Балдано и М.В. Эделя, композитора В.И. Морошкина также была тепло встречена зрителями.
На выставке изобразительного искусства Бурят-Монгольской АССР было выставлено около 700 экспонатов – произведения живописи, скульптуры, графики, лучшие образцы народного художественного творчества.
На очередном показе 25 октября первой национальной оперы «Энхэ-Булат батор» был аншлаг и снова положительные отзывы:
«…Постановка, как и в предыдущие дни, имела большой успех у зрителей, которые исключительно горячо и сердечно приветствовали ее участников и авторов.
На спектакле присутствовали товарищи И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, А.А. Андреева, А.М. Микоян, Л.П. Берия, Г.М. Маленков, А.С. Щербаков».
В беседе с корреспондентом ТАСС председатель Комитета по делам искусств при СНК СССР М.Б. Храпченко сказал:
«Декада бурят-монгольского искусства, только что закончившаяся в Москве, явилась крупным событием в жизни советского искусства. В дни декады со сцены Большого театра СССР и его филиала прозвучали замечательные народные напевы. Были исполнены танцы, пленяющие своей красочностью и благородством. Это была демонстрация первых и вместе с тем значительных успехов молодого искусства бурят-монгольского народа…»
30 октября в Кремле состоялся прием участников декады бурят-монгольского искусства. В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца собрались гости, присутствовали члены ЦК ВКП(б), депутаты Верховных Советов СССР и РСФСР, народные комиссары, представители высшего командования Красной армии и ВМФ, знатные стахановцы, виднейшие деятели науки, литературы, искусства и техники. Для гостей был дан концерт.
Вот строки из статьи О. Курганова «Заключительный концерт», перепечатанной из газеты «Правда», об атмосфере последнего дня декады:
«В то мгновение, когда в торжественном и притихшем зале Большого театра СССР погас свет, зрители перенеслись в бурят-монгольские степи. Был яркий, солнечный день, вдали чернели силуэты гор, облака плыли в высоком голубом небе. Музыканты, певцы и плясуны собрались на праздник, шумный, красочный и веселый праздник победы…»
По итогам первой декады бурят-монгольского искусства Указами Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольский государственный музыкально-драматический театр был награжден орденом Ленина, Г.Ц. Цыдынжапову присвоено звание народного артиста СССР и вручен орден Ленина, 18 участников декады было награждено орденом Трудового Красного Знамени и 37 – медалью «За трудовое отличие».
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О присвоении звания артистам Бурят-Монгольского государственного музыкально-драматического театра» были присвоены звания заслуженного деятеля искусств РСФСР Н.Г. Балдано, заслуженного артиста РСФСР – Н.Т. Гармаевой, Н.Д. Гендуновой, Ч.Г. Генинову, А.С. Ильину, Н.В. Тарову.
Подготовка и проведение первой декады бурят-монгольского искусства в Москве в 1939-1940 гг. дало большой толчок развитию творческой художественной деятельности республики, и подготовило почву для дальнейшего подъема искусства Бурят-Монгольской АССР.
Источники
1. ГАРБ. ФР.248. Оп.14. Д.65. Л.50-54.
2. Бурят-монгольская правда. 1939. №284 (6914). С.4.
3. Бурят-монгольская правда. 1939. №297 (6927). С.3.
4. Бурят-монгольская правда. 1940. №246 (7175). С.1.
5. Солодовников А. Спектакль, рожденный легендой («Правда», 20 октября) // Бурят-монгольская правда. 1940. №247 (7176). С.1.
6. Бурят-монгольская правда. 1940. №248 (7177). С.1.
7. Бурят-монгольская правда. 1940. №249 (7178). С.1.
8. Бурят-монгольская правда. 1940. №250 (7179). С.2.
9. Бурят-монгольская правда. 1940. №251 (7180). С.1.
10. Бурят-монгольская правда. 1940. №253 (7182). С.1.
11. Бурят-монгольская правда. 1940. №254 (7183). С.2.
12. Бурят-монгольская правда. 1940. №255 (7184). С.1.
13. Бурят-монгольская правда. 1940. №256 (7185). С.1.