К 75-летию окончания Второй мировой войны публикуется статья ведущего архивиста Н.С. Ламуевой

 

Советско-японская война

 

После разгрома и капитуляции гитлеровской Германии Япония оказалась единственной державой, которая все еще выступала за продолжение войны. Требование о капитуляции было предъявлено Японии в тот момент, когда в Берлине происходила историческая конференция трех держав – СССР, США и Великобритании. 26 июля 1945 г. требование трех держав было отклонено Японией.

Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому правительству с предложением включиться в войну против Японии и тем сократить сроки окончания войны. СССР принял предложение.

План войны СССР против Японии предусматривал проведение стратегической наступательной операции в Маньчжурии (входила в состав созданного японцами марионеточного государства Маньчжоу-Го) с целью разгрома развернутых там Квантунской армии японцев и войск Маньчжоу-Го, наступательной операции на Южном Сахалине и операций по овладению Курильскими островами и рядом портов, принадлежавших Японии.

Замысел Маньчжурской стратегической наступательной операции предусматривал нанесение ударов по сходящимся направлениям силами трех фронтов – Забайкальского из Забайкалья и Монголии, 2-го Дальневосточного из Приамурья и 1-го Дальневосточного из Приморья, – рассечение японской группировки и выход советских войск в центральные районы Маньчжурии.

8 августа 1945 г. народный комиссар иностранных дел СССР В.М. Молотов принял посла Великобритании Арчибальда К. Керра, посла США В.А. Гарримана и посла Китая Фу Бин-Чана и проинформировал их о состоявшемся решении Советского правительства объявить с 9 августа 1945 г. о войне с Японией. Это диктовалось тем, что от Японии исходила угроза безопасности государственным границам СССР на Дальнем Востоке.

По материалам «Бурят-Монгольской правды» за 11 августа 1945 г., которая хранится в Государственном архиве Республики Бурятия, можно представить картину начала военных действий Советского Союза против Японии. Из оперативной сводки Советского информбюро следует, что 9 августа 1945 г. на Дальнем Востоке советские войска пересекли на широком фронте границы Маньчжурии в Приморье, в районе Хабаровска и в Забайкалье. В Приморье советские войска, сломив сильное сопротивление противника, прорвали железобетонную оборонительную полосу японцев и в течение дня продвинулись на 15 км. В районе Хабаровска на ряде участков советские войска с боем форсировали реки Амур и Уссури, заняв при этом город Фу-юань и несколько других населенных пунктов.

В Забайкалье советские войска, преодолев ожесточенное сопротивление противника, штурмом овладели маньчжуро-чжалайнурским укрепленным районом японцев и заняли города и железнодорожные станции Маньчжурия и Чжалайнур; в районе озера Буир-нур - населенными пунктами Джин-Джин сумэ и Хошу сумэ, не встретив особого сопротивления. Советская авиация также нанесла удары по основным железнодорожным узлам Маньчжурии – Харбин, Чан-Чунь, Гирин и портам Сейсин, Расин.

Летчики военно-воздушных сил Тихоокеанского флота получили первый боевой приказ атаковать военно-морские объекты японцев в самом начале военных действий на Дальнем Востоке. Среди них – инструктор Забайкальской военной школы пилотов в г. Улан-Удэ, будущий Герой Советского Союза Юрий Александрович Гарнаев. В наградном листе от 27 августа 1945 г. (Центральный архив Министерства обороны РФ) командир 718-го истребительного авиационного полка Федор Макаров отметил подвиг старшего лейтенанта Юрия Гарнаева, представляя к ордену Отечественной войны I степени: «За период войны с японским империализмом проявил себя требовательным офицером. Имеет 6 боевых вылетов из них 3 на разведку и 3 на прикрытие своих войск при наступлении. Штурманская подготовка у летного состава полка хорошая. Из 264 самолетовылета имелось только 2 вынужденные посадки и то из молодого летного состава. Летных происшествий за время операции не имеет. Материальная часть самолетов вооружения работала безотказно. Имеет 5 перебазировок одно из них с занятием города Мукдена. В своих действиях смел и решителен». 28 августа 1945 г. штурман 718-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Юрий Гарнаев был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В течение 10 августа 1945 г. в Приморье советские войска штурмом овладели сильно укрепленными долговременными узлами обороны японцев – городами и железнодорожными станциями Пограничная, Дуннин, Санчагоу и, продвинувшись вперед до 30 км, заняли станции Сяосуйфынхэ (Хобей), Силиньхэ, Мацяохэ на Китайско-Восточной железной дороге. Юго-западнее и южнее Хабаровска наши войска с боем овладели городами Лобей, Тунцзян (Лахасусу) на южном берегу Амура и Жаохэ, Хутоу (Хулинь) – на западном берегу Уссури.

В районе Благовещенска наши войска форсировали реку Амур, заняли на южном берегу реки города Сахалян, Айгунь и продвинулись дальше на юг.

В Забайкалье советские войска в результате стремительного удара с боем овладели важным узлом дорог и сильным опорным пунктом обороны противника – городом и железнодорожной станцией Хайлар, а также заняли в районе озера Далай-нур, железнодорожную станцию Аргунь.

В районе озера Буир-нур наши войска вышли к предгорьям Большого Хингана южнее города Хайлар. За день 10 августа подвижные войска в Забайкалье продвинулись на 170 км в сторону Большого Хинганского хребта.

Важную задачу в Хингано-Мукденской операции выполнила знаменитая 109-я гвардейская стрелковая дивизия под командованием нашего земляка Ильи Васильевича Балдынова. После окончания Великой Отечественной войны 109-я гвардейская стрелковая дивизия отправляется в Монголию, где вошла в состав 53-й армии Забайкальского фронта. В ходе советско-японской войны 109-я дивизия И. В. Балдынова показала хорошие боевые качества. Громя войска японской Квантунской армии, дивизия совершила 1500-километровый беспримерный форсированный марш через безводные степи Монголии и Маньчжурии и высокогорные хребты Большого Хингана, форсировала несколько рек, в полном порядке и в срок вышла в заданный район и своими действиями способствовала успеху всей армии.

За участие в боях с японцами дивизия получает почетное наименование «Хинганской», а ее командиру И.В. Балдынову присваивается звание генерал-майора. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1945 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.  

В статье «Поражение японского империализма» в газете «Бурят-Монгольская правда» от 17 августа 1945 г. отмечается, что 14 августа 1945 г. Япония безоговорочно капитулировала:

«<…> 1. Его величество император издал императорский рескрипт о принятии Японией условий Потсдамской декларации.

  1. Его величество император готов санкционировать и обеспечить подписание его правительством и императорской генеральной штаб-квартирой необходимых условий для выполнения положений Потсдамской декларации. Его величество также готово дать от себя приказы всем военным, военно-морским и авиационным властям Японии и всем находящимся в их подчинении вооруженным силам, где бы они не находились, прекратить боевые действия и сдать оружие».

Япония приняла все условия четырех союзных держав – Советского Союза, США, Великобритании и Китая, изложенные в Потсдамской декларации от 26 июля 1945 г.  

Но советское руководство отреагировало на это заявление настороженно и дало свои разъяснения по этому поводу:

«<…> 1. Сделанное японским императором 14 августа сообщение о капитуляции Японии является только общей декларацией о безоговорочной капитуляции. Приказ вооруженным силам о прекращении боевых действий еще не отдан и японские вооруженные силы по-прежнему продолжают сопротивление. Следовательно, действительной капитуляции вооруженных сил Японии еще нет.

  1. Капитуляцию вооруженных сил Японии можно считать только с того момента, когда японским императором будет дан приказ своим вооруженным силам прекратить боевые действия и сложить оружие и когда этот приказ будет практически выполняться.
  2. Ввиду изложенного вооруженные силы Советского Союза на Дальнем Востоке будут продолжать свои наступательные операции против Японии».

В течение 21 и 22 августа 1945 г. в Маньчжурии советские войска продвинулись вперед. В южной части острова Сахалин были заняты города Сикиго, Найоро, Уийоро (Унари), Маоко. Авиадесантные группы высадились в городах Дайрен, Порт-Артур и разоружили японские гарнизоны в этих городах. В районе южнее Камчатки советские войска высадились на острове Сюмусю (северный остров Курильской гряды). Японские войска, расположенные на этом острове, сложили оружие и сдались в плен.

Майор П. Макрушенко (1-й Дальневосточный фронт) пишет в статье «Как началась капитуляция» (газета «Бурят-Монгольская правда» от 24 августа 1945 г.): «19 августа состоялась встреча маршала Советского Союза А.М. Василевского с представителями командования Квантунской армии. Переговоры велись несколько часов. Японцы заявили о своем согласии на безоговорочную капитуляцию. Были уточнены места разоружения и сдачи в плен Советскому командованию каждой дивизии и армии в отдельности, порядок передачи складов с вооружением и стратегическим сырьем. В течение первого дня капитуляции войсками 1-го Дальневосточного фронта было взято в плен 55 тыс. японских солдат и офицеров».

В течение 1 сентября 1945 г. войска 2-го Дальневосточного фронта, действуя совместно с кораблями и частями Тихоокеанского флота, заняли острова Кунашири и Сикотан-Дзима из южной группы Курильских островов.

2 сентября 1945 г. на борту американского линкора «Миссури», находившегося в водах Токийского залива, состоялось подписание акта о капитуляции Японии, где присутствовали представители США, Китая, Великобритании, Соединенного королевства, СССР, Австралии, Канады, Франции, Голландии и Новой Зеландии.

В газете «Бурят-Монгольская правда» от 12 сентября 1945 г. приводятся данные Совинформбюро о потерях японцев и трофеях наших вооруженных сил на Дальнем Востоке с 9 августа по 9 сентября 1945 г.: «Захвачено: самолетов – 925, танков – 369, бронемашин – 35, полевых орудий, в том числе и самоходных – 1226, минометов – 4836, винтовок – около 300000, радиостанций – 133, автомашин – 2300, тракторов и тягачей – 125, лошадей – 17497, складов с боеприпасами, вооружением, снаряжением и продовольствием – 742.

Нашим войскам сдалось в плен более 594000 японских солдат и 148 генералов, в том числе до 20000 раненых. Японцы потеряли только убитыми свыше 80000 солдат и офицеров.

Общие потери японцев в людях, не считая погибших команд потопленных японских кораблей, составляют: пленными и убитыми свыше 674000 солдат и офицеров.

Кораблями и частями Тихоокеанского флота за тот же период времени потоплено следующее количество кораблей и плавсредств японцев: эсминцев – 2, транспортов – 28, танкеров – 3, катеров – 5, барж и шхун – 12.

За это же время потери наших войск на Дальнем Востоке составляют убитыми – 8219 человек и ранеными – 22264 человека».

Таким образом, в советско-японской войне (8 августа – 2 сентября 1945 г.) СССР  выполнил свои союзнические обязательства перед партнерами по антигитлеровской коалиции – США и Великобританией, которые с декабря 1941 г. вели войну с Японией. Советско-японская война завершилась полным разгромом японских войск и общей капитуляцией Японии перед ее противниками по Второй мировой войне.

 

Ламуева Надежда Сергеевна,

ведущий архивист отдела публикации документов

Государственного архива Республики Бурятия